ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2017года
Практика УФАС

Реклама «быстрых денег» по правилам и без

Микрофинансовые организации, которые выдают «быстрые деньги», могут быть привлечены к ответственности за нарушения рекламного законодательства. В каких случаях реклама микрозаймов считается незаконной? Каков порядок обращения в антимонопольный орган с письменными заявлениями о подобных нарушениях? Ответим на эти вопросы, опираясь на практику Санкт-Петербургского УФАС.

Вячеслав Тукаев,
замруководителя УФАС по Санкт-Петербургу

Вывески «До зарплаты», «Твои деньги», «Росденьги», «Заначка», «Деньга», зазывающие в микрофинансовые организации, можно увидеть у каждой станции метро, во всех людных местах.

Микрофинансовая организация (МФО) — это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее — реестр)1.

Кто чаще всего обращается за микрозаймами?

1. Люди с плохим материальным положением — с доходом менее 3 тыс. руб. в месяц на человека. Как правило, они не в состоянии разумно оценить, смогут ли вернуть заемные средства.

2. Самая незащищенная часть населения: пенсионеры, временно неработающие или безработные граждане.

3. Субъекты малого и среднего предпринимательства. В Северо-Западном федеральном округе 20,3% из них получали деньги под проценты.

Клиенты МФО забывают, что деньги придется отдавать с процентами, на первый взгляд небольшими, например 1% в день. Но если взимается 1% в день, то за год набегает 365%. Это простая арифметика, и все же многие оформляют кредиты и займы на кабальных условиях, не понимая последствий таких сделок.

Необходимо определиться со статусом рекламного объекта. От этого зависит, кто и как будет наказывать нарушителя

На решение граждан и организаций обратиться в МФО влияет в том числе реклама подобных услуг.

Реклама или нет

Для начала необходимо определиться со статусом рекламного объекта. Именно от этого зависит, кто и как будет наказывать нарушителя. Если речь идет о рекламе, делом займется Санкт-Петербургское УФАС.

Напомним, что реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона о рекламе2). К рекламе не относятся:

  • вывески, которые размещаются над входом в помещение организации;
  • незаконно установленные рекламные конструкции;
  • объекты для размещения информации, например щиты;
  • консольные и настенные вывески;
  • световые коробы, кронштейны.

В большинстве жалоб, которые поступают в Санкт-Петербургское УФАС на незаконную, по мнению обратившегося, рекламу МФО, по факту речь идет о рекламной конструкции. Эту деятельность контролирует Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городская реклама и информация» (далее — ГКУ).

Если выявлена незаконно размещенная рекламная конструкция, ее владельцу выносится предписание о демонтаже. Если владелец не исполнил предписание в течение месяца со дня получения, рекламная конструкция может быть принудительно демонтирована в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе.

По факту нарушения владелец может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Для этого ГКУ направляет материалы в Центр организации применения административного законодательства Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

8121
микрофинансовая организация

числится в реестре Центрального банка РФ на 17 февраля 2017 г.

Незаконное размещение рекламы МФО на фасадах многоквартирных домов относится к общему имуществу дома. Собственники помещений обязаны содержать общее имущество в многоквартирном доме в надлежащем состоянии (ст. 39 ЖК РФ и Правила содержания3). Соблюдение законодательства о благоустройстве контролируют администрации районов Санкт-Петербурга (п. 3.4.64 Положения об администрации района4).

Практика Санкт-Петербургского УФАС

Микрофинансовые организации не чуждаются распространять рекламу своих услуг с помощью СМС.

Санкт-Петербургское УФАС в 2016 г. рассмотрело дело, когда МФО распространяла таким образом рекламу следующего содержания: «Мы вам верим! И денег дадим! 70 000 р. За звонок! Деньги будут», далее следовал номер телефона организации. В этом тексте антимонопольный орган усмотрел нарушение Закона о рекламе, так как отсутствовала существенная информация об условиях предоставления кредита:

  • организация выдавала кредит только людям, достигшим 21 года;
  • такое лицо должно было обладать определенным материальным положением (нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе);
  • отсутствовало наименование юридического лица, которое оказывает финансовые услуги (нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе).

Микрозаймы в цифрах

Каждый год микрозаймы берут

4,5 %
сельских жителей
3,9 %
жителей городов-миллионников
1,6 %
жителей Москвы и Санкт-Петербурга

Компания была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 110 тыс. руб. Не согласившись с постановлением о наложении штрафа, МФО обратилась в суд. Первая и вторая судебные инстанции признали правомерность вынесенного Санкт-Петербургским УФАС административного наказания.

В другом деле Комиссия Санкт-Петербургского УФАС признала нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе в действиях МФО, которая разместила на фасаде дома рекламу микрозаймов «Заначка. Магазин денег. Деньги наличными на любой срок». Причем была рассмотрена именно реклама, а не рекламная конструкция на фасаде. Размещение рекламной конструкции, как уже отмечалось, контролируют администрации районов.

В 2016 г. также был выявлен факт незаконной рекламы займов, размещенной в газете. Заголовок рекламы гласил: «Куда вложить сбережения под большие проценты?..» Санкт-Петербургское УФАС установило, что у организации нет права на привлечение денежных средств населения, в том числе с помощью заключения договоров займа. В реестре нет информации о наличии у Общества статуса микрофинансовой организации. Обществу предписано снять ненадлежащую рекламу во всех источниках ее распространения.

Ликбез для жалобы

Обнаружив ненадлежащую, по вашему мнению, рекламу микрофинансовых организаций, вы вправе обратиться с письменным заявлением в антимонопольный орган5.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • фамилия, имя, отчество и адрес места жительства заявителя;
  • наименование организации, в действиях которой заявитель видит признаки нарушения законодательства, и место осуществления ее деятельности;
  • суть предполагаемого нарушения законодательства о рекламе.

Требуется также описать факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения, сообщить о способе, времени и месте размещения рекламы, указать точный адрес. Кроме того, к заявлению должно быть приложено изображение рекламы с фотофиксацией прилегающей территории и иные документы, имеющие значение для рассмотрения обращения.

Текстовая и изобразительная информация должна быть читаема, в противном случае антимонопольный орган не сможет сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения Закона о рекламе.

Если необходимые документы и информация не представлены, антимонопольный орган вправе отказать в рассмотрении заявления.

1Статья 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
2Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
3 Утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2008 № 491.
4 Утв. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078.
5 Как правильно составить заявление на СМС-рекламу // Сайт Санкт-Петербургского УФАС. URL: http://spb.fas.gov.‌ru/ news/9950. Обращение также можно направить по факсу, по электронной почте или Почтой России по адресу Санкт-Петербургского УФАС.