ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2017года
ЕАЭС: антимонопольная повестка

Трансграничный вопрос

В целях деятельности Евразийской экономической комиссии необходимо различать, когда рынок является трансграничным, а когда нет. Для этого еще в период существования Евразийского экономического сообщества были установлены признаки трансграничности. В чем они состоят и применимы ли сегодня?

Мария Юсупова,
советник антимонопольной практики и государственных закупок

Актуальность проблемы

Трансграничным рынком, как правило, называют отношения, связанные с перемещением товара с территории одного государства на территорию другого, либо отношения по реализации товара с участием иностранного элемента. Например, Всемирная торговая организация для целей своей деятельности относит к трансграничным рынкам поставку услуг не только из одной страны в другую, но и в пределах одной и той же страны между лицами, зарегистрированными в разных государствах1.

На первый взгляд вопрос о трансграничности теоретический. На самом же деле он тесно связан с правоприменением, поскольку для определения полномочий Евразийской экономической комиссии, а значит, и для разграничения компетенции с национальными антимонопольными органами выбран критерий трансграничного рынка2.

Юлия Горбенкова,
советник антимонопольной практики и государственных закупок

Авторы — сотрудники ПАО «МегаФон»

Критерии трансграничности

Дефиниции трансграничного рынка нет в нормативных актах Евразийского экономического союза. Несмотря на это, его можно определить с помощью критериев, закрепленных в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29 (далее — Решение № 29).

Статус этого документа и проблема применимости перечисленных в нем критериев неоднозначны: Решение № 29 принято во исполнение Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 и во время существования Евразийского экономического сообщества. С 1 января 2015 г. деятельность Сообщества была прекращена в связи с подписанием 29 мая 2014 г. в Астане Договора о ЕАЭС. Одновременно прекратило действие и названное Соглашение3.

В нормативных актах ЕАЭС нет дефиниции трансграничного рынка

Формально критерии могут применяться лишь той организацией, для которой они были разработаны, и во исполнение документа, действующего в настоящий момент. Однако новые критерии разработаны не были, а сам ЕАЭС очевидно признает действие Решения № 29 и применяет его. В частности, Совет ЕЭК одобрил изменения в этот документ4. По имеющимся сведениям, в конце 2016 г. они были одобрены и Высшим Евразийским экономическим советом, но пока информации об этом на сайте ЕЭК нет.

Если признать действие Решения № 29, то из анализа этого документа можно сделать вывод, что трансграничный рынок определяется по нескольким критериям. Их можно разделить на две группы.

1. Общие критерии — необходимые признаки трансграничного рынка для любых видов антимонопольных нарушений в целях деятельности ЕЭК. Исходя из них рынок является трансграничным, если:

  • географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более сторон5; иными словами, рынок считается трансграничным, когда товар обращается на территории нескольких государств-членов;
  • негативное влияние антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов государств-членов распространяется на территорию двух и более таких государств6.

2. Факультативные критерии — признаки трансграничного рынка, характерные для конкретных видов нарушений в целях деятельности ЕЭК. В частности, исходя из них трансграничным рынок считается, когда:

  • для целей признания недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты-конкуренты зарегистрированы на территории разных государств-членов;
  • для целей признания соглашений антиконкурентными по крайней мере два хозяйствующих субъекта-нарушителя зарегистрированы на территории разных государств-членов.

Определяя, является ли рынок трансграничным, необходимо учитывать не только наличие иностранного элемента в отношениях

Вопрос о трансграничности рынка роуминга

Руководствуясь указанными критериями, ЕЭК выделяет целый ряд трансграничных рынков, к которым относятся рынки электрической энергии, нефти и газа, угля, фармацевтической деятельности, международных телекоммуникационных услуг (роуминга), международных авиа- и железнодорожных перевозок, продовольственных товаров, минеральных удобрений и цемента7.

В то же время вопрос, относится ли рынок международных телекоммуникационных услуг (роуминга) к трансграничным, неоднозначный.

Согласно национальному отраслевому законодательству государств — членов ЕАЭС под роумингом понимается обеспечение оператором связи возможности абоненту пользоваться услугами связи другого оператора, с которым у абонента не заключен договор об оказании услуг.

Понятие «международный роуминг» в национальном законодательстве большинства государств-членов не закреплено.

Оператор связи, оказывающий услуги на территории одной страны, подпадает под объективные законодательные и технические ограничения:

  • лицензия на оказание услуг связи действует только на территории одного государства;
  • оператор не может оказывать услуги за пределами своей сети связи (инфраструктуры);
  • ему выделен ресурс нумерации одного государства и пр.

Пользование услугами связи другого оператора (за пределами государства оператора, с которым у абонента заключен договор) возможно, только если имеется межоператорское соглашение с иностранным оператором связи. При этом иностранный оператор самостоятельно предоставляет услуги «роуминговому» абоненту.

При квалификации рынка международных телекоммуникационных услуг в качестве трансграничного отпадает главный критерий: географические границы рынка связи всегда будут ограничиваться территорией той страны, где оператор оказывает услуги (получена лицензия, построена сеть и т. п.). При роуминге в сети иностранного оператора услуга связи также предоставляется, но уже другим лицом. Таким образом, через границы государств-членов перемещается не услуга, а сам абонент.

Итак, определяя, является ли рынок трансграничным для целей деятельности ЕЭК, необходимо учитывать не только наличие иностранного элемента в отношениях. Следует также принимать во внимание и соответствие или несоответствие иным критериям: что представляет собой товар, может ли он быть перемещен через границу и т. д. В противном случае к трансграничным рынкам будет относиться каждая вторая сделка с иностранным контрагентом.

1 См.: п. 2 ст. 1 Генерального соглашения по торговле услугами, заключенного в Марракеше 15.04.1994.
2 См.: Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Концепция трансграничных рынков как основа определения полномочий наднационального органа конкурентной политики // Бюллетень конкурентной политики. Вып. № 6. М., 2012. С. 5. URL: http://www.lccp.econ.msu.ru.
3 См.: п. 47 Приложения № 33 к Договору о ЕАЭС (в ред. от 08.05.2015).
4 См.: Решение Совета ЕЭК от 18.10.2016 № 94.
5 См.: п. 2 Решения № 29.
6 См.: п. 2 Договора о ЕАЭС.
7 См.: Соколовская Е. ЕАЭС: новый уровень интеграции // Конкуренция и право. 2015. № 1. С. 3—4.