ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2017года
Слово главного эксперта

Мягкая сила антимонопольной интеграции

1 января 2017 г. исполнилось два года с тех пор, как начал функционировать Евразийский экономический союз после вступления в силу соответствующего Договора1. Благодаря взаимной интеграции стран-участниц постепенно создаются единые рынки товаров и услуг. При этом в сфере антимонопольного регулирования молодой альянс демонстрирует курс на применение мягкой силы.

Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

За время существования ЕАЭС страны-участницы создали несколько единых рынков товаров и услуг. К примеру, уже действует единый рынок услуг, состоящий из 43 секторов2, перечень которых включает в себя среди прочего различные строительные работы, услуги в инженерных областях, в области розничной и оптовой торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, по организации развлечений, консультационные услуги и т. д.3

Недавно страны ЕАЭС одобрили создание общего фармацевтического рынка. В формате единых союзных планируется запустить также рынки: электроэнергетический; газовый; нефти и нефтепродуктов; финансовый; брокерских и дилерских услуг.

В рамках формирования регуляторной среды ЕАЭС необходимо выделить разработку Евразийской экономической комиссией трех кодексов добросовестных торговых практик: автомобильного, фармацевтического и торговых сетей. Их статус пока непонятен, но можно предположить, что они будут носить рекомендательный характер и отражать официальную позицию регулятора (ЕЭК) по вопросу о том, как должны функционировать рынки. По мнению представителей ЕЭК, кодексы направлены на развитие конкуренции и снижение нарушений ее общих правил, в том числе на создание недискриминационных условий доступа на рынок ЕАЭС4. Приветствуя развитие инструментов саморегулирования в качестве норм мягкого права, надеемся, что присоединившиеся к кодексам участники будут иметь четкие ориентиры добросовестного поведения, следуя которым получат защиту от возможных претензий.

ЕЭК разрабатывает три кодекса добросовестных торговых практик: автомобильный, фармацевтический и торговых сетей

С момента своего создания ЕЭК активно выявляет и пресекает нарушения общих правил конкуренции на рынках ЕАЭС. Основные нарушения, по которым Комиссия провела или проводит расследования, касаются рынков авиационных перевозок, электротехнической стали, электрооборудования, тротила, биологически активных добавок, молочных продуктов и мяса птицы.

Наш практический опыт взаимодействия с ЕЭК показывает, что расследования, как правило, проводятся посредством совещательных процедур, без возбуждения дел о нарушении общих правил конкуренции. Благодаря такому мягкому подходу ЕЭК и компаниям удается выработать наиболее прозрачные и добросовестные практики поведения на рынке, что отвечает целям регулирования и интересам хозяйствующих субъектов.

За два года страны-участницы постарались создать условия для формирования общих рынков товаров и услуг. Если взятый курс продолжится, это позволит снизить рыночные барьеры между членами ЕАЭС и будет способствовать честной конкуренции на единых рынках.

1 Договор о ЕАЭС подписан в Астане 29.05.2014, ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.
2 См.: Министр ЕЭК Тимур Сулейменов: «Финансовая интеграция будет способствовать большей устойчивости рынков к кризисным явлениям за счет роста их объемов, глубины и ликвидности» // Сайт Евразийской экономической комиссии. 24.10.2016. URL: http://www.eurasiancommission.org.
3 См.: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 110 «Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза».
4 См.: ЕЭК обеспечивает предприятиям Евразийского экономического союза равные рыночные условия // Сайт Евразийской экономической комиссии. 10.11.2016. URL: http://www.eurasiancommission.org.